voenega: (недоверие)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] smelding в О ШЕДЕВРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА
Нам упорно пытаются внушить, чтобы не сказать - втереть, что фильм-де полностью по "Повести временных лет"

Про сюжетно-фабульные несостыковки хорошо сказала здесь  Завета, мне тут добавить нечего.

Хочу немного пройтись по, так сказать. сеттингу, каковым он предстает в ПВЛ.
Для особо вумных - я сейчас НЕ касаюсь качества ПВЛ как источника. По сему поводу написана уже целая библиотека книг и статей - по одному только этому вопросу (горячий привет сценаристу Андрею Рубанову, заявившему. что "прочёл ВСЮ литературу по теме"). Мы сосредоточимся на другом. Сказано - писали, мол, по ПВЛ, вот с ПВЛ получившееся и сравним.

Как по мне. основное (притом весьма условное) соответствие между фильмом и летописью наблюдается в той части, где книжник сравнивает христианку Ольгу с жемчужиной, сияющей в кале.

Люди, скажите им кто-нибудь, пусть погуглят слово "метафора"! Писавший летопись НЕ ИМЕЛ в виду реально... того, в чем вымазана в фильме вся языческая Русь по самый 988 год!

И на этом соответствия кончаются и начинаются нестыковки.

В летописи под 945 годом, за четверть века до начала событий фильма, в Киеве упоминается КАМЕННЫЙ ТЕРЕМ той самой Ольги.
ГДЕ? Куда дели за 25 лет каменный терем? Татаро-монголы сожгли? Фашисты разбомбили?! Почему в летописи каменный терем, а в фильме его отыгрывает деревянный сарай в отнюдь не метафорическом фоне для жемчужной Ольги?!

Археологи, кстати, нашли остатки этой постройки с мозаичными полами и застеклёнными (!) окнами... (см. Каргер М. К.Древний Киев. Т. 1. М.; Л., 1958. С. 263-284.).

Двухэтажный сарай, отыгрывающий в фильме киевский "Терем" - вид снаружи и изнутри.

А во дворе этого терема, по той же ПВЛ под тем же 945 годом упоминается сооружение, которое, судя по виду героев фильма, им не знакомо в принципе. Баня! Ну, с той понятно - судя по всему, она была на всю Русь одна, и как её Ольга-то с древлянами сожгла, так и превратился народ в то, что мы видим в фильме.


Да, вумные. я помню, что с древлянами, Игорем и Ольгой все не так просто, но мы сейчас про ПВЛ и только про неё.

А в ней сказано древнерусским по пергаменту, что это христианин Андрей удивлялся баням на землях будущей Руси, а не русины в Царьграде. Когда Вещий Олег заключал с Византией договор, он особо  - вторым пунктом договора! - потребовал допуска своих людей в царьградские бани - то есть гигиена пустым звуком отнюдь не была. И далее, под 1071 годом, ПВЛ приписывает языческим волхвам легенду, начинающуюся со слов "Бог мылся в бане"...

Да, вумные, я знаю, что с той историей про волхвов всё тоже непросто - но мы сейчас не о том. Мы о том, что согласно ПВЛ, языческая Русь ЗНАЛА баню. А по фильму, очевидно, нет.
Кстати, о банях у славян Х века упоминает ибн Русте. Что касается викингов, бывших, по фильму, основной боевой силой Руси того времени, то и у них в священных преданиях Старшей Эдды устами самого верховного бога Одина указано "Чист и причёсан должен быть мудрый". Саги полны упоминаний про бани, постоянные "переоделся в чистую рубаху", "отдал стирать" - в общем, бомжами, умудряющимися даже в морском походе где-то найти грязь и извозюкаться в ней, северные воители точно не были. И не зря жаловался хронист Джон из Уоллингфорда, что-де богомерзкие язычники-датчане соблазняли честных христианских жен и дев своими бесовскими штучками - ежедневно расчесывали волосы, носили чистое белье и мылись в банях каждую субботу.

Викинг здорового человека

Викинг курильщика.

И да - о договорах. К моменту фильма были, согласно ПВЛ, заключены уже три договора с Византией. Письменные, Карл. Причем в договоре Олега упоминаются п и с ь м е н н ы е завещания русских купцов, а в договоре Игоря, деда главного "героя" фильма - грамоты для послов и купцов, отъезжающих из Киева в Царьград.

Почему в фильме главный "герой", сын и внук заключавших договоры князей, впервые узнаёт о существовании письменности, о самой её идее от вдовы убитого им брата, христианки из Византии, и испытывает явный культурный шок?

Кстати, в Новгороде, в слоях середины Х века, найдено п и с а л о. Стержень для п и с ь м а, кто не понял (№ 1 на прилагающемся рисунке)


Капище. В ПВЛ написано под 980 годом, что главный кумир имел "главу серебряну, а ус злат".

Где? Где всё это у страшной африканской мумбы-юмбы с разинутой пастью, которую водружают посреди капища в фильме?

Немного дошедшей для нас культовой скульптуры славян-язычников. Да, лучшие образцы - вы серьезно думаете, что главное капище страны украшали хотя бы посредственные?

Кстати. В интернете легко найти книгу Б.А. Колчина "Новгородские древности: Резное дерево". М.:Наука, 1971, и убедиться, что в реале большинство домашних божков были гораздо искуснее вырезаны и выглядели выразительнее, чем те чёрные бревна в полосах ржавой жести и каких-то мочалках, которые в фильме отыгрывали кумиров столичного святилища. Да что божки - черенки ложек и вешалки выглядели круче...

Слева - так выглядел черенок ложки в Новгороде середины Х века. Справа - так выглядели, по мнению авторов фильма, кумиры главного капища Матери Городов Руських.

В летописи под 1071 годом прямо говорится про бороды волхвов. Тут можно вспомнить про Саксона Грамматика, говорившего о длинных волосах и бородах славянских жрецов, о жившей до прошлого века пословице "косматая. как волха". и выводе лингвистов Иванова и Топорова. что волхв собственно и переводится, как волосатый, но мы сейчас о ПВЛ и только о ней.

Где? Хотя бы бороды - где?

Жрецы и жрицы киевского святилища из фильма

Казнь волхвов - миниатюра той самой Радзивилловской летописи. на которую кивал консультант фильма Петрухин

Подлинный "исторический источник" тт Петрухина и Ко - забугорный сериал "Викинги". Кстати, отметьте, какие чистые и нарядные при этом ИХ жрецы в ИХ сериале. И что сняли у нас.

По ПВЛ под 978 годом варяг Федор со своим сыном стояли перед злобными язычниками на "сенях", каковые те под ними потом подрубили - то есть галерее вокруг наземного и явно не одноэтажного дома.

Где такие в фильме?
В фильме киевляне живут в замызганых землянках, поэтому, чтобы подрубить что-то под варягами, приходится загонять их на голубятню, отыгрывающую в фильме крепостную башню. В фильме язычники валят "крепостную башню" в разгар типо как войны с ужасными печенегами... Укрепления стольного Киева (впрочем, как и Полоцка) в фильме - это особая песня (жаль, не лебединая). Щелястый частокол и упомянутые голубятни. Между прочим, в фильме был приличный художник Сергей Алибеков, рисовавший нормальные городские стены и башни, но у него почему-то взяли только "доспехи" и "шлемы" (по достоверности находящиеся где-то на уровне итальянского кинофэнтези про барбарианов 1980-х.).
Кстати, археологи не то что в Киеве, а в вовсе не стольном Белгороде и совсем уж заштатном Екимауцком городище Х века нашли укрепления из "городней" - набитых землёй срубов.


Стены стольного Киева в фильме.

Стены нестоличного Белгорода, Х век

Екимауцкое городище

А ведь им рисовали нормальный Киев...

Недавние раскопки обнаружили такие же стены в Новгороде начала-середины Х века. С интересом посмотрел бы, как киношные викинги валили бы такую стенку... Что до жилищ, то наземные срубные дома в Киеве в слоях Х века раскопал ещё в 1970-е П.П. Толочко.

Остатки наземных срубных жилищ Х века, Киев. Кстати, это - П о д о л, то есть НЕаристократическая часть города...

На фоне этого как-то уже не особенно впечатляет, что фильм соврал и о способе похорон Ярополка - его в фильме сжигают на костре, а в ПВЛ под 1044 годом упоминается, что затейник Ярослав Владимирович выкопал и крестил (!) кости своих дядьев Олега и Ярополка. Ну не угольки же он крестил спустя три четверти века, право слово...

То есть ещё раз - из ПВЛ они усвоили только про "жемчужину в кале"... даже нет - только про "кал". А всё остальное. что называется. "не вместили". Ни каменных теремов, ни бань, ни сеней, ни драгоценных кумиров.

Ну что тут добавить - воистину. каждому своё.

ЗЫ. Темы мухоморного сюжета, связь эпизодов которого не всегда помогает зрителю уяснить даже закадровый голос невесть с чего сменившего Добрыню в качестве наставника и советника Владимира Свенельда, темы совершенно никакой игры актёров, темы непреходящего тремора у оператора, темы отчётливо пенопластовых доспехов мы тут касаться не будем. Как и бессмертного "где деньги, Зин?". Только заявленной претензии на соответствие а)ПВЛ, б) истории Х века - именно в таком порядке.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

March 2017

M T W T F S S
  12345
6789101112
131415161718 19
202122232425 26
2728293031  

Most Popular Tags

Custom Text

Page generated Jul. 21st, 2017 06:42 am
Powered by Dreamwidth Studios